2. Что такое агрессия?
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем,
но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе
сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред
предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться
физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без
физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной
цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и
т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная
агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью.
Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке:
настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в
сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает
оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в
зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы.
Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к
нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем
другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который
культивируется в семье и СМИ.
3. Причины детской агрессии
Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до
сих пор полностью не выяснены. Тем не
менее, мы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение
подростка, а именно:
- врожденные побуждения или
задатки;
- потребности, активизируемые
внешними стимулами;
- познавательные и
эмоциональные процессы;
- актуальные социальные
условия в сочетании с предшествующим научением.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
- Агрессивное поведение
членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство,
унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что
ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще
там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его
жизни.
- Непоследовательность
родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика
воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется
нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и
они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить
другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к
растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
4. Факторы детской агрессивности
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности,
являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся
агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем
наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью,
заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения
болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии
в социальную норму.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или
негативно влияют на формирование детской агрессивности:
расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в
своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется
безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность
к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого
заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие
желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев,
законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом,
жестом, действи
Очень значимо для человека и наказание, если:
- оно следует немедленно за
проступком;
- объяснено ребенку;
- оно суровое, но не жесткое;
- оно оценивает действия
ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков
принадлежит семье, родителям.
5. Дети-агрессоры и аутсайдеры.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков
навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения
находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются
наиболее типичные отклонения от нормы.
Аутсайдер
- не приводит домой кого-либо
из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время
дома в полном одиночестве;
- не имеет близких приятелей,
с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы
по телефону);
- одноклассники редко
приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не
приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
- по утрам часто жалуется на
головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины,
чтобы не идти в школу;
- задумчив, замкнут, ест без
аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
- у него наблюдается
пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу
или покончит жизнь самоубийством;
- выглядит неудачником, в его
поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду,
раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах
(младшие братья и сестры, домашние животные);
- выпрашивает или тайно
крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу
стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие
вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей,
покупку алкоголя, наркотиков;
- приходит домой с мелкими
ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол.
Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
- выбирает нестандартную
дорогу в школу.
Агрессор
- вспыльчив, неуравновешен
(дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
- типичным агрессором, как
правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники,
имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
- ребенок с завышенной
самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и
взрослыми;
- в раннем возрасте начинает
проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать
алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших
школьников);
- приносит домой дорогие
безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
- группируется со старшими
подростками;
- имеет садистские
наклонности;
- в мгновение ока переходит
от довольства к злобе;
- в игре навязывает друзьям
свои правила;
- злопамятен на мелкие обиды,
вместо того, чтобы забывать их;
- игнорирует указания и легко
раздражается;
- введет себя так, будто ищет
повод к ссоре;
- не уважает родителей или не
считается с ними, особенно с мамами.
6. Методические рекомендации для родителей
Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор
при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения,
которое он будет переносить на окружающий социум.
Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до
школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что
также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности
своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач,
невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке,
суицидальным попыткам.
1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь
посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но
и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся
нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения
школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить
истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои
претензии и требования (версия ребенка и родителей).
2. Избегайте практики физического наказания, в частности,
после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с
одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за
пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и
ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не
только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и
трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут
поддержки на стороне.
3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания»
Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он
открывает себя другому (особенно ребенку), это может быть расценено, возможно,
как знак слабости.
Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не
загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и
«наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и
открытости в отношениях.
Я-послания
- Я думаю,
что...
- Я недоволен
тем, что...
- Мне не
нравится, что...
- Я очень
расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
- Мне кажется,
что в данной ситуации ты не прав.
Ты-послания
- Ты поступил
плохо.
- Ты не
смеешь.
- Ты не
должен.
- Почему ты
получил двойку.
- Если ты не
сделаешь этого, то ты будешь наказан.
Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное
слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями.
Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно
оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает
активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и
родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим
углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык
принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей
возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в
профилактических целях.
4. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения,
совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально
распределять нагрузку и отдых.
Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач,
чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у
вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть
телевизор и играть на компьютере.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую
программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной
для его психики.
5. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и
отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения
режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.
7. Тест
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и
выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или
«очень часто».
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или
правила, установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих
вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может
быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа,
который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим
ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением
дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя
агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно
соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем
придерживаются сверстники и педагоги?
8. «Золотые правила» воспитания
- Постарайтесь сохранить в
своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку
несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребёнку
каких бы то не было условий.
- Будьте тактичны в
проявлении воздействия на ребёнка.
- Не наказывайте своего
ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим
требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
- Не шантажируйте ребёнка
своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться с
ребёнком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с
собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
- Помните, что ребёнок – это
воплощённая возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.
|