Стили семейного воспитания.
Успешность семейного воспитания во многом зависит от сложившегося в семье стиля
воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее
характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные
средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в
своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В психологической
литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего
возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые
в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей
работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его
потребностям и запросам. Непоследовательно и неумело родители используют методы
наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь
бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод
воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения
с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее
выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких
качеств, как угодничество, лесть, подхалимство. Родители постоянно
демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими. В таких
семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе
с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные
взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. Учащиеся могут проявлять
самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает проявляться в младших
классах, но обостряется в подростковый период. В характере этих детей с раннего
детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания не
выполнять.
Состязательный стиль семейного воспитания. При
состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в
действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого
ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только
морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего
ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу.
Для paскрытия талантов своего
ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах
деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в
своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение,
это может надолго выбить его из колеи и привести - к депрессии и апатии.
Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко
приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость,
болезни могут дать о себе знать. В воспитательном воздействии на ребенка
родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если
поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее
наказание может быть не только суровым, но и жестоким. В своей любви к ребенку
родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту
ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая
внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят
обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не
обращая внимания на то, взрослый это или ребенок. Учащиеся этого типа глубоко
переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая
сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и
инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность,
высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к
интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей.
Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть
все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества
характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и
добросовестность.
Рассудительный стиль семейного воспитания. Родители с
самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему
возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего
педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка
считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании
ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями.
Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они
вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются
теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие
в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы
достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни
родственниками. Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни
того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего
возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи,
потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает
плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность
ребенку обдумать совершённое, осознать свой проступок. Родители помогают
ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную
ситуацию. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в
начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны,
умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация.
Предупредительный
стиль семейного воспитания. Предупредительный стиль семейного воспитания
обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность
ребенка, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что
ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными.
Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в
такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют,
что может быть ему интересно. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая
прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное
стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям
очень удобно, что ребенок находится под таким надзором. Родители делают все
возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких
трудностей. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так
как они считают других людей источником неприятностей для своих детей. На
воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У
таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную
группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следуют чужому
мнению. В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят
наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Однако, если
таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их
поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно. Имея
хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к
плохой успеваемости. Главными отличительными чертами этих детей являются
несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию
по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и
флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и
необычная деятельность.
Контролирующий стиль семейного воспитания. В таких семьях свобода ребенка
строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он
должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие
школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники
протестуют против такого к себе отношения. Родители достаточно активно
используют методы наказания. Некоторые родители используют физические наказания
достаточно жестоко, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали
такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены
родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Такие дети хорошо знают свои
слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать
стороны лучшие. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего
ребенка. Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы
показать степень своей власти над ним. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок
вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в
том, что ребенок должен всегда поступать нравственно. Внешне эти ребята
отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению
в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого
типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы
с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к
себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим
людям. В школе они часто конфликтуют со сверстниками и даже учителями. Это
влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе
изолированными детьми.
Сочувствующий стиль семейного воспитания. Условием формирования такого
стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие
бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье
одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам
себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что
ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его
родителями. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их
жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и
трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих
родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при
этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным,
безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок
ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не
желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. Это говорит о том, что
родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их
родительская задача - научить ребенка жить в реальном мире. Особенностью их
характера является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они
всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся
уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том,
как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей
этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут
терпеть поражение в конфликтной ситуации. Этим учащимся свойственны следующие
черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость
и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью,
самокритичностью, сильной волей.
Гармоничный стиль семейного воспитания. В таких семьях
ребенок является всегда желанным. Ребенок рождается, воспитывается и растет в
теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое
внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго
придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам
семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры - это и многое другое
формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей. Дети
такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и
мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим
сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Такие дети
умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто
делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний. Учеба
таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они
не боятся никакой деятельности. У таких учащихся очень развита самооценка на
уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. У таких учащихся
рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней
ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно
выполняют как монотонную, так и творческую работу. Этим ученикам свойственны
следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и
безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость,
реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в
достижении цели.
|