Четверг, 02.05.2024, 21:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка Рыжкова А.А.

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои статьи

Коммуникативная методика как наиболее эффективный способ обучения иностранным языкам
[ Скачать с сервера (15.2 Kb) ] 02.04.2012, 16:18
Рыжков А.А.,зав. кафедрой ин. языков 
МОУ «Гимназия № 24»       

Качественно новые взаимоотношения России со странами мирового сообщества, новые политические и социально-экономические реалии создали благоприятные возможности для изучения иностранных языков (ИЯ), наполнили обучение этому предмету новым содержанием и существенно расширили его функции. Одной из основных целей становится подготовка школьников к жизни и деятельности в демократическом мультинациональном, мультикультурном обществе. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция, сформированная на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний, а из числа современных подходов к обучению ИЯ предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают средства ее выражения, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом.      

Одним из таких подходов является коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, научно разработанный и обоснованный профессором Е.И.Пассовым, который в своей книге говорит, что готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Новым содержанием наполняются и принципы коммуникативной методики, основополагающим из которых является принцип речемыслительной активности учащихся. Главным средством создания мотивации и активности становится индивидуализация при ведущей роли ее личностного аспекта. Нужно помнить, что любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. Поэтому вводится принцип функциональности, который определяет, прежде всего, адекватный процессу коммуникации отбор материала. Не менее важны принципы ситуативности и новизны. Особое внимание при коммуникативном обучении уделяется цикличности уроков как механизму учебного процесса, где выделяются три этапа работы над речевым материалом:
1) этап формирования речевого навыка;
2) этап совершенствования речевого навыка;
3) этап развития собственно умения.      

При этом каждому этапу присущи свои упражнения, адекватные его задачам (от условно-речевых до собственно речевых), пренебрегать которыми нельзя, так как только при правильно организованных условиях обучения возможен перенос знаний, навыков, умений учащихся в процесс реальной коммуникации. Поэтому в настоящее время пропаганда основ коммуникативной методики является настоятельной потребностью практики обучения, поскольку именно она адекватна такой цели, как обучение общению.  

Чтобы удовлетворить познавательную потребность учащихся в новой информации и развить их способности к общению на межкультурном уровне, перед кафедрой ИЯ МОУ «Гимназия №24» возникла задача внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. В течение 1998-99 уч. года на семинарских занятиях и заседаниях кафедры учителями изучалась сущность коммуникативного метода обучения иноязычной культуре в качестве единой методической темы самообразования. Были рассмотрены следующие вопросы:
1. Коммуникативный метод как средство обучения говорению.
2. Методическое содержание принципов коммуникативного метода.
3. Общие вопросы организации учебного процесса. 
4. Методика формирования речевых навыков и развития речевого умения.
5. Коммуникативное общение учащихся на уроках ИЯ через коллективную учебную деятельность и способы ее реализации.      

С 1999-2000 уч. года начался постепенный переход на использование  в учебном процессе учебников, в основе которых лежит коммуникативный метод обучения. Это учебники авторов В.П.Кузовлева (английский язык), И.Л.Бим (немецкий язык). В дальнейшем, с целью углубления курса основного ИЯ, за счет вариативной части в 8-11 классах организуется работа факультативов и спецкурсов по  развитию навыков грамматически правильной разговорной речи. Реализуя созданную при кафедре концепцию полилингвизма,  соблюдается преемственность в использовании коммуникативного метода и при обучении учащихся второму ИЯ (немецкому, французскому), а также на занятиях кружка японского языка. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, порождающие мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, а язык выступал лишь в функции формирования и формулирования этих мыслей. Поэтому традиционной становится коллективная исследовательская деятельность ребят по созданию и защите проектных работ, а учителя кафедры отмечают возросший интерес учащихся  к предмету ИЯ, повышение их учебно-познавательной активности и, как результат, постоянно возрастающее качество знаний учащихся (68% в 2000-01 уч. г., 70% в 2001-02 уч. г., 73,7% в первой четверти 2002-03 уч.г.)      

Таким образом, коммуникативная методика на сегодняшний день является наиболее эффективным способом обучения ИЯ, что доказывают учителя, работающие по данной методике, и подтверждают учащиеся, изучающие иноязычную культуру данным способом.
Категория: Мои статьи | Добавил: Alex
Просмотров: 1291 | Загрузок: 146 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 327
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz