Рыжков А.А.,зав. кафедрой ин. языков МОУ «Гимназия № 24»
Качественно новые взаимоотношения России со
странами мирового сообщества, новые политические и социально-экономические
реалии создали благоприятные возможности для изучения иностранных языков (ИЯ),
наполнили обучение этому предмету новым содержанием и существенно расширили его
функции. Одной из основных целей становится подготовка школьников к жизни и
деятельности в демократическом мультинациональном, мультикультурном обществе.
Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция,
сформированная на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих
и страноведческих знаний, а из числа современных подходов к обучению ИЯ предпочтение
отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают
средства ее выражения, обогащают чувства, образные представления,
совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом.
Одним из таких подходов является
коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, научно разработанный и
обоснованный профессором Е.И.Пассовым, который в своей книге говорит, что готовить
учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного
общения, созданных в классе. Это и определяет сущность коммуникативного
обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью
процесса общения. Новым содержанием наполняются и принципы коммуникативной
методики, основополагающим из которых является принцип речемыслительной
активности учащихся. Главным средством создания мотивации и активности
становится индивидуализация при ведущей роли ее личностного аспекта. Нужно
помнить, что любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации какие-либо
речевые функции. Поэтому вводится принцип функциональности, который определяет,
прежде всего, адекватный процессу коммуникации отбор материала. Не менее важны
принципы ситуативности и новизны. Особое внимание при коммуникативном обучении
уделяется цикличности уроков как механизму учебного процесса, где выделяются
три этапа работы над речевым материалом: 1) этап
формирования речевого навыка; 2) этап
совершенствования речевого навыка; 3)
этап развития собственно умения.
При этом каждому этапу присущи свои упражнения,
адекватные его задачам (от условно-речевых до собственно речевых), пренебрегать
которыми нельзя, так как только при правильно организованных условиях обучения
возможен перенос знаний, навыков, умений учащихся в процесс реальной
коммуникации. Поэтому в настоящее время пропаганда основ коммуникативной
методики является настоятельной потребностью практики обучения, поскольку
именно она адекватна такой цели, как обучение общению.
Чтобы удовлетворить познавательную
потребность учащихся в новой информации и развить их способности к общению на
межкультурном уровне, перед кафедрой ИЯ МОУ «Гимназия №24» возникла задача
внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. В течение 1998-99
уч. года на семинарских занятиях и заседаниях кафедры учителями изучалась
сущность коммуникативного метода обучения иноязычной культуре в качестве единой
методической темы самообразования. Были рассмотрены следующие вопросы: 1.
Коммуникативный метод как средство обучения говорению. 2. Методическое
содержание принципов коммуникативного метода. 3. Общие вопросы
организации учебного процесса. 4. Методика
формирования речевых навыков и развития речевого умения. 5. Коммуникативное
общение учащихся на уроках ИЯ через коллективную учебную деятельность и способы
ее реализации.
С 1999-2000 уч. года начался постепенный
переход на использование в учебном процессе
учебников, в основе которых лежит коммуникативный метод обучения. Это учебники
авторов В.П.Кузовлева (английский язык), И.Л.Бим (немецкий язык). В дальнейшем,
с целью углубления курса основного ИЯ, за счет вариативной части в 8-11 классах
организуется работа факультативов и спецкурсов по развитию навыков грамматически правильной
разговорной речи. Реализуя созданную при кафедре концепцию полилингвизма, соблюдается преемственность в использовании коммуникативного
метода и при обучении учащихся второму ИЯ (немецкому, французскому), а также на
занятиях кружка японского языка. Важно предоставить учащимся возможность
мыслить, решать какие-либо проблемы, порождающие мысли, рассуждать над
возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание
на содержании своего высказывания, а язык выступал лишь в функции формирования
и формулирования этих мыслей. Поэтому традиционной становится коллективная
исследовательская деятельность ребят по созданию и защите проектных работ, а учителя
кафедры отмечают возросший интерес учащихся
к предмету ИЯ, повышение их учебно-познавательной активности и, как результат,
постоянно возрастающее качество знаний учащихся (68% в 2000-01 уч. г., 70% в
2001-02 уч. г., 73,7% в первой четверти 2002-03 уч.г.)
Таким
образом, коммуникативная методика на сегодняшний день является наиболее эффективным
способом обучения ИЯ, что доказывают учителя, работающие по данной методике, и
подтверждают учащиеся, изучающие иноязычную культуру данным способом.
|