Рыжков А.А., зав кафедрой ИЯ МОУ «Гимназия
№ 24» Выступление на Педагогическом
Совете гимназии от 25. 10. 2011 г.
С целью
оптимизации процесса обучения учащихся кафедра иностранных языков МАОУ
«Гимназия № 24» на протяжении ряда лет работала над следующей методической
проблемой: «Создание условий и отработка механизмов повышения качества
образования учащихся по иностранному языку в условиях образовательных стандартов второго поколения». Перед
учителями кафедры ИЯ стояли следующие организационно-методические задачи:
1. Расширение и
обогащение образовательного пространства в
рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: - развивать
профессиональные навыки учителей кафедры в области исследовательской и
проектной деятельности, освоения новых технологий для повышения качества
образования (коммуникативно-когнитивный метод обучения ИЯ, методы проектной и
исследовательской деятельности учащихся, групповые технологии и интерактивные
методики, личностно-ориентированное обучение); - продолжить
работу творческой группы по повышению качества образования для дальнейшей
координации методической деятельности учителей ИЯ в связи с тем, что авторский
коллектив УМК «Английский с
удовольствием» проводит ревизию и доработку ранее изданных учебников этой серии
( для 2-4 классов и 5-6 классов), их формат и языковое наполнение практически
полностью изменены, а следовательно – потребуется переработка
календарно-тематического планирования, изменение подходов к преподаванию,
понадобятся новые педагогические идеи; - сосредоточить
усилия всех участников творческой группы на индивидуальной работе с одаренными
детьми через организацию их внеурочной деятельности: репетиторство, консультирование,
индивидуальные задания повышенной сложности,
целевые спецкурсы или факультативы; - совершенствовать
систему предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе третьей
ступени, используя образовательное пространство профильной школы для повышения
эффективности проектной и исследовательской деятельности учащихся, качества подготовки выпускников к итоговой
аттестации.
2.
Создание условий для духовно-нравственного развития личности: - обеспечить развитие и воспитание у школьников потребности
пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации
и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; - актуализировать
духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся
средствами иностранного языка через различные формы внеурочной работы,
повышение воспитательного потенциала урока, а также интеграцию общего и
дополнительного образования; - продолжить
подбор материалов на всех изучаемых в гимназии языках, приобщающих учащихся к
культуре родной страны, по темам «Из истории христианства в России», «Города
Золотого Кольца России», «Выдающиеся люди России» и др.
3.
Развитие информационного пространства кафедры в рамках областной
экспериментальной площадки «Развитие
единого информационного пространства»: - продолжить
работу творческой группы по информатизации учебного пространства кафедры; - активно
использовать имеющиеся цифровые ресурсы (КМ-школа, Интернет, медиатека) всеми
педагогами кафедры как в обязательном курсе, так и внеклассной деятельности; - продолжить
создание собственных учебно-методических разработок с применением ИКТ
(мультимедийное сопровождение уроков, аудио- и видеоматериалы, КИМы); - приступить к
созданию электронных тестов в авторской программе Test2
2 с целью промежуточного и итогового контроля навыков учащихся по английскому
языку; - участвовать в
сетевых сообществах учителей иностранных языков РФ, в экспертизе представляемых
на форумах методических разработок и публиковать свои материалы.
4. Реализация
учителями кафедры основных направлений здоровьесберегающей деятельности в
рамках общегимназической программы «Здоровье», снижение перегрузок учащихся в
процессе обучения:продолжить
реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на
психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных
на сохранение духовного и физического благополучия школьников;обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать
полученные знания в современной жизни.
Поэтому единой
темой самообразования учителей кафедры в рамках методической темы в текущем
учебном году стала «Развитие
профессионального мастерства педагогов кафедры как одно из условий повышения
качества обучения учащихся иностранному языку».С
этой целью на заседаниях кафедры изучались следующие вопросы: -
Образовательные стандарты по иностранному языку второго поколения (Рыжков А.А.) - Обучение
иностранным языкам в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа» (Хоменко И.А.) - Гендерный
подход в обучении иностранным языкам на начальном этапе (Рудская Т.Н.) - Формирование
социальной толерантности в процессе познания культурных традиций англоязычных
стран (Комарова Л.Н.) - Инновационные тенденции в преподавании
иностранного языка школьникам (Миронова М.И.) - Новые
тенденции в обучении ИЯ на форуме учителей ИЯ издательства «Титул» (Семенова
Т.Р.) -
Здоровьесберегающий потенциал урока иностранного языка (Сущих Е.С.) - Интерактивное
чтение на уроках английского языка (Пузанкова Е.И.)
С целью повышения качества
образования учителя кафедры осваивают и применяют в своей практической
деятельности новые педагогические технологии: Коммуникативная
методика обучения иностранным языкам Личностно-ориентированное
обучение Метод
проектной деятельности Информационно-коммуникационные
технологии Интерактивные
методы обучения
В рамках ОЭР на кафедре иностранного
языка согласно методической теме кафедры созданы и работают две творческие
группы : - по повышению качества образования; - по информатизации учебного пространства.
По
всем направлениям проведены открытые
уроки: в
рамках работы творческой группы по духовно-нравственному воспитанию
учащихся и факультатива ОПК на
областном уровне – 1 урок (Хоменко И.А. «Рождественский вечер в семье:
воспоминания», 7 кл.) в
рамках школьного этапа конкурса «Педагог года» - 2 урока («Мы любим город,
в котором живём» Сущих Е.С., мастер-класс, 4 класс; «Спорт и здоровый
образ жизни» Миронова М.И., конкурсный урок, 9 Б класс) в
рамках «Дня открытых дверей» для родителей пятиклассников – 2 урока
(«Узнаем друг друга поближе» Рудская Т.Н., 5 Б кл.; «Как замечательно жить
в семье» Сущих Е.С., 5Б кл.) в
рамках профориентационных встреч с носителями языка – 4 урока (- серия уроков для Французской
телерадиовещательной кампании: «Здравствуйте,
я из Франции» 7А кл., франц. язык + география; «Во глубине Сибирских руд» ,
русский яз. + история + франц. язык; интегрированное занятие «Память Гулага»,
русский яз + история + франц. язык, уч. Хоменко И.А., Климентьева А.Д., Попков
К.А., с присутствием французского журналиста С. Фернандез; - занятие кружка японского языка,
«Спитти-контесто. Встреча с носителем языка», уч. Пузанкова Е.И.).
Также учителя кафедры работали в
составе различных экспертных групп: - по аттестации
учителей города на высшую квал. категорию (Хоменко И.А.) - предметного
жюри областного конкурса «Педагог года» (Рыжков А.А.) - экспертов-экзаменаторов
ЕГЭ по английскому языку (Рыжков А.А., Рудская Т.Н., Семенова Т.Р.).
Целенаправленная работа учителей с
одаренными учащимися в условиях организации проведения всех этапов Олимпиады по
английскому языку (начиная с 7 класса) в новом формате позволила выявить
сильнейших в этом предмете и определить дальнейшую стратегию подготовки талантливых учеников к
участию в городской и областной Олимпиадах.
В нынешнем учебном году призерами городской Олимпиады по английскому
языку среди 7-х классов стали Гылыпкылов Ю. (уч. Комарова Л.Н.), Фоменкова С.
(уч. Рудская Т.Н.), среди 11-х классов – Путренко Е. (уч. Семенова Т.Р.)
К школьной научно-практической
конференции в секции «Лингвистика. Иностранные языки» под руководством учителей
кафедры подготовлено 8 докладов, 3 из которых были рекомендованы для участия в
городской конференции школьников (уч. Рудская Т.Н., Семенова Т.Р., Рыжков
А.А.). Лучшими исследователями признаны: - Путренко Е. «Язык первой главы романа Дж.
Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» (рук. Семенова Т.Р.) – диплом за
лучший доклад - Яворская Е. «Анализ стихотворения
Г.Лонгфелло «Певцы» и его переводов, выполненных участниками сайта «Poezia.ru» (рук. Рыжков
А.А.) - диплом за лучший доклад.
В международном конкурсе по программе
обмена FLEX приняли участие 20 учащихся гимназии, Гарипов А. и
Игумнов Н. (9 класс, уч. Рыжков А.А.) успешно прошли все три тура.
В международном конкурсе «Британский
бульдог» участвовали 13 уч-ся 7-х и 9-х
классов (2 вторых места в регионе - Гарипов А. и Игумнов Н., 9 класс, уч.
Рыжков А.А.), в Пермском Всероссийском чемпионате по английскому языку .– 74
уч-ся ( 2 место в регионе – Овсянников В., 7А кл., уч. Рудская Т.Н.)
Таким образом,
правильно спланированная и умело организованная работа, направленная на
оптимизацию учебного процесса, даёт устойчивые положительные результаты и
способствует повышению качества знаний учащихся по иностранному языку.
|